Партнерская группа Прецедент обращалась к Иссык-Кульской областной администрации с просьбой повлиять на владельцев курортно-оздоровительных учреждений и обязать их обеспечить доступ граждан к озеру и свободный проход вдоль прибрежной полосы. Областное начальство ответило, что занимается разъяснительной работой с частными владельцами курортно-оздоровительных учреждений. 8 июня 2011 года мы произвели осмотр прибрежной полосы на северном берегу озера Иссык-Куль и обнаружили, что практически все курортно-оздоровительные учреждения ограждают пляжную зону своих территорий заборами, доходящими до водной кромки. Кроме того, в местах, где частные владения вплотную примыкают друг к другу мы предпринимали попытку пройти к озеру через частные владения. Как правило, с нас требовали оплату за проход на пляж, причем в некоторых владениях оплата за пребывание на пляже достигала 500 сом. Примечательно, что даже территории, которые только начинают осваиваться, уже ограждены заборами, доходящими до воды.
Далее мы встретились с представителями местных властей и правоохранительных органов. Прокурор Иссыккульской области Халмурзаев Абдибакит поддержал нашу позицию, но оговорил, что органы прокуратуры не могут напрямую влиять на частных владельцев, так как главным направлением прокурорской деятельности, в соответствии с новой Конституцией, является надзор за государственной системой. Но если частные владельцы будут злостно игнорировать законные требования местных властей и контролирующих органов, а они в свою очередь обратятся в прокуратуру, тогда в дело могут вступить правоохранительные органы. В то же время прокурор порекомендовал встретиться с частными владельцами, выслушать их мнение и проникнуться их проблемами. Кроме того, он обратил внимание на то, что государственные курортно-оздоровительные учреждения тоже обложили свои пляжы заборами, что внушило нам надежду, что когда-нибудь он призовет эти государственные учреждения к соблюдения закона.
Встретится с губернатором Иссык-Кульской области нам не удалось из-за отсутствия в областной администрации ясной и доступной процедуры записи на прием к руководству. Но после общения с заместителем губернатора Кененбаевой Н. С. и специалистами отдела туризма и предпринимательства у нас сложилось впечатление, что областная власть еще не готова внятно сформулировать свою позицию по этому вопросу. Более того, помощник губернатора Азат Алимбеков озвучил мысль, что прибрежная полоса расценивается как частное владение арендатора.
По совету главного прокурора Иссык-куля мы встретились с директором одного из государственных курортно-оздоровительных учреждений и с директором отеля с участием иностранного капитала. Озвучивание нашей позиции по вопросу прибрежной полосы вызвало с их стороны бурю эмоций. Представитель иностранного капитала в агрессивной манере разъяснил мне понятие «сервитута» (право пользования чужой вещью, землей) и напомнил о потребностях страны в иностранных инвестициях.
Известный юрист Алмаз Эсенгельдиев так прокомментировал довод о сервитуте:
«Земельный сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком, устанавливается между лицом, требующим установления сервитута и собственником земли. Ссылка предпринимателя на сервитут по данному вопросу неуместна, так как берега являются неотъемлемой частью любого водоема и рассматриваются не как «земли», а как «воды». «Воды» в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Конституции КР являются исключительной собственностью Кыргызской Республики, а любое решение «от имени Кыргызской Республики» может быть принято только после широкой общественной дискуссии. В то же время есть необходимость установления публичного сервитута, в случаях, когда курортно-рекреационные учреждения плотно примыкают друг к другу и проход к берегу возможен только через эти частные владения. В этом случае публичный сервитут должен быть установлен в интересах населения для свободного доступа к прибрежной полосе».
Директор государственного предприятия рассказал интересную историю, дающую четкое представление проблематики доступности прибрежной полосы. Вначале своего директорства он тоже был сторонником беспрепятственного доступа граждан к прибрежной полосе, пляж крутого пансионата стал открыт для всех желающих. Кражи соток стали обычным делом, а однажды залетная бригада карманников разом обокрала полпляжа отдыхающих, по большей части иностранных туристов. В другой раз на пляж ворвалась дикая и пьяная конница. Естественно, что туристы, ставшие жертвами ограбления или свидетелями конной атаки, больше никогда не появятся не то, что в этом пансионате, а скорее всего вообще в Кыргызстане. Доходы пансионата резко упали, что затронуло и интересы местных жителей, так как развитые пансионаты и отели набирают и обучают персонал из местных жителей. И тогда к директору государственного пансионата пришли аксакалы ближайших сел и потребовали снова оградить пляж от посторонних людей. Свою историю директор госпредприятия закончил мыслью, что при нынешнем уровне культуры населения, открывать пляжи преждевременно.
Таким образом, перед нами как будто конфликт между интересами закона с одной стороны и интересами безопасности и спокойствия отдыхающих с другой стороны. Противоречие в том, что по закону прибрежная полоса должна быть открыта, но если открыть пляжы курортно-оздоровительных учреждений, уровень культуры населения и уровень преступности в стране приведет к тому, что Иссык-Куль потеряет привлекательность для иностранных и местных туристов, приток инвестиций сократится и Иссык-Куль, как зона туризма и отдыха перестанет развиваться.
Но по нашему мнению здесь нет никакого конфликта, если рассматривать проблему комплексно и в перспективе. На самом деле безопасность и спокойствие отдыхающих обеспечивается в большей мере не заборами, а налаживанием нормальных и добрососедских отношений с местным населением. Если представить себе пансионат, который обложится заборами, но не будет иметь никаких отношений с местным населением, то пусть заборы будут трехметровыми и каменными, безопасности для отдыхающих не будет. Поэтому администрация современных отелей и пансионатов набирает персонал из местных жителей, вкладывается в их обучение и местное население становится заинтересованным в доходности учреждения. От проникших на пляж приезжих воров, хулиганов и малокультурных продавцов пивом и рыбой должна оберегать служба безопасности. Слаженная работа службы безопасности заменяет заборы. Конечно, многое зависит от эффективности работы правоохранительных органов, которые в Кыргызстане, как всем известно, коррумпированы и малоэффективны. Но это проблема всей страны и от неё не спрятаться за высокими заборами.
Мы не предлагаем просто разрушить заборы, мы предлагаем другой подход к обеспечению безопасности и развитию туризма. Экономика не может обособиться и развиваться в отрыве от развития культуры. Нельзя создать отдельно взятый курортный рай среди окружающего беззакония и безкультурья, Иссык-Куль нужно поднимать в целом. Нельзя нарушать закон, то есть поступать некультурно, ожидая, когда поднимется культурный уровень наших граждан. Только когда пляжи будут по закону открыты, общество со всей ясностью ощутит необходимость культурного роста, а государственные органы со всей ясностью ощутят необходимость реального обеспечения безопасности отдыхающих.
С экономической точки зрения открытая прибрежная полоса окажется в оперативном управлении местных властей и в зоне её ответственности. Местные бюджеты будут пополняться за счет взносов частных и государственных владельцов пансионатов и отелей, территория которых непосредственно примыкает к прибрежной полосе. За это они получают право располагать на них временные сооружения для удобства своих отдыхыющих. Гости пляжа могут лежать на песке, купаться, но не пользоваться этими удобствами, либо оговаривается оплата за них.
С экологической точки зрения такой подход поможет сохранить прибрежную флору и фауну, потому что будет конкретный управленец – местная власть, но общество должно научиться спрашивать с неё.
Непрерывная прибрежная полоса вдоль всей курортной зоны с аккуратными аллеями или тропинками в окружении естественной растительности может стать мировой достопримечательностью, приносящей существенный доход государству. На ней могут работать музыканты и художники, организовывать концерты и другие мероприятия. На ней можно расположить ряды для цивилизованной торговли национальными изделиями, прошедшие все необходимые потребительские экспертизы. Пансионаты и отели непосредственно примыкающие к части прибрежной полосы будут иметь определенные преимущества в этой торговле.
Это не утопия, это должно стать неизбежностью. Отдельно взятое курортное благополучие за высокими заборами приведет только к обогащению отдельных предпринимателей, чиновников и преступного сообщества.
Общественное Объединение «Партнерская Группа Прецедент»