В спиннинге используют как инерционные катушки (сегодня это в основном мультипликаторные), так и безынерционные. Они подразделяются на несколько классов. При этом определяющим является размер, вес и объем вмещающейся на шпуле лески. Лесоемкость катушек в зависимости от класса снасти, в которой они применяются, колеблется от 100 -метрового запаса тонкой лески на изделиях легкого класса до 500 м, а иногда и более толстого шнура на катушках, используемых при построении морских спиннингов.
Катушки легкого класса предназначены для работы с тонкими лесками сечением порядка 0,10-0,25 мм. Они имеют меньший диаметр шпули и, соответственно, меньшие габариты и вес. Хранение на таких шпулях жилки большего сечения практически невозможно. Ее уместится мало, и на барабане небольшого диаметра толстая леска будет сильно деформироваться.
Для лесок с сечением более 0,30 мм нужны шпули большего диаметра, позволяющие снизить деформацию лески. Это условие не так явно проявляется, если используется шнур. Плетенки обычно мягче, но и в этом случае большее сечение требует увеличения объема шпули для его размещения.
Вообще, данный вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Уменьшение диаметра барабана влияет не только на количество и характер размещения лески на нем. При его уменьшении или увеличении меняется и характер* распределения усилий при проводке. Дело в том, что радиус барабана катушки выступает в роли рычага, от величины которого зависит величина возникающих усилий, а следовательно, весь характер схода и подмотки лески.
В самых современных моделях катушек некоторые узлы, включая корпус и шпулю, для облегчения катушки и улучшения скольжения лески сделаны из углепластика. Однако современная спиннинговая катушка высокого класса, как правило, металлическая.
Катушки, применяемые для построения качественного спиннинга, должны иметь не менее 4 шарикоподшипников. Это не роскошь, а необходимость. Поскольку при работе оси шпули и редуктора испытывают большие нагрузки, не обойтись без их крепления в высококачественных стальных шарикоподшипниках. Катушка без шарикоподшипников, в которой оси вращаются в отшлифованных отверстиях, может быть применена только в снасти не очень качественной, не рассчитанной на дальние забросы.