Анализ Конституционного закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (г.Бишкек от 2 июля 2011 года N 68) и закона «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики» (г.Бишкек от 30 июня 2011 года N 62)
Настоящий документ предлагает анализ конституционного закона «О выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша КР» и закона «Об избирательных комиссиях» подготовленный членами Международного экспертного клуба. В документе описываются новшества избирательного законодательства и наиболее сложные положения, требующие внимания и реализации дополнительных мер по предотвращению возможных осложнений. Данный анализ содержит выборочные положения, которые представляются наиболее важными членам Международного экспертного клуба.
I. Нововведения избирательного законодательства Кыргызской Республики:
1. Исключен институт дополнительных списков – граждане, не включенные в список избирателей, не имеют права голосовать.
2. «Избирательный адрес» — особая процедура, дающая возможность избирателю, при соблюдении установленных правил, проголосовать по месту его фактического
проживания, не зависимо от прописки.
3. Наблюдателям предоставлены права проводить аудио, фото, видео и кино- съемку на протяжении всего процесса голосования и подсчета голосов – ранее Кодекс о выборах допускал съемку только в ходе подсчета голосов.
4. Трехуровневая система избирательных комиссий — областные избирательные комиссии исключены из системы комиссий, их функции распределены между ТИК и
частично ЦИК.
5. Видимая маркировка — при получении бюллетеня для голосования большой палец избирателя маркируется специальным видимым составом.
6. Разделена компетенция органов прокуратуры и внутренних дел по рассмотрению жалоб и заявлений, связанных с выборами — ранее Кодекс о выборах не содержал четкого
указания в какой орган и по какому поводу должны обращаться субъекты избирательного процесса.
7. Избирательные пороги определяются от числа избирателей, принявших участие в голосовании — ранее пороги исчислялись от общего числа зарегистрированных
избирателей.
8. Избирательные пороги изменены на 7% республиканский и 0,7% областной. Ранее пороги составляли 5% и 0,5% соответственно.
9. Требование о размещении данных об избирателях на официальном сайте ЦИК. Списки избирателей, представленные территориальными избирательными комиссиями,
обобщаются Центральной избирательной комиссией в разрезе областей и не позднее 40 календарных дней до дня голосования размещаются на официальном сайте Центральной
избирательной комиссии без упоминания о месте постоянного либо фактического проживания и годе рождения избирателя.
10. Зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные политические, административные государственные и муниципальные должности либо работающие в
средствах массовой информации, с момента регистрации и до определения результатов выборов приостанавливают исполнение должностных или служебных обязанностей, за
исключением Президента и депутатов ЖК.
11. Голосование вне помещения избирательного участка проводится за один день до дня голосования — ранее вне помещения избиратели голосовали в тот же день, что и
избиратели на участке.
12. Сроки для ЦИК на определение результатов выборов и официального опубликования- на выборах Президента и депутатов ЖК КР установлено, что ЦИК обязан официально объявить о результатах выборов не позднее 20 дней.
13. Изменилось количество членов ЦИК и порядок определения председателя – Количество членов ЦИК сократилось до 12. Председатель избирается из состава комиссии
самими членами.
II. Проблемные места нового законодательства, требующие повышенного внимания и дополнительных мер для предотвращения возможных осложнений.
Конституционный закон «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики». В ст. 15 п. 6. установлено, что в день голосования имеют право голосовать только граждане, включенные в список избирателей.
В связи с тем, что качество имеющихся списков избирателей неудовлетворительно, часть граждан может оказаться лишенной права голосовать.
Необходимо предпринять меры по масштабному информированию граждан призывая их убедиться о наличии своего имени в списке, а также о том, что нужно сделать, чтобы быть включенными в него. Кроме того, рекомендуется произвести дополнительные меры по включению избирателей в список. (например, при помощи подворового обхода).
В ст. 14 п. 11 абзац 1. предлагается размещать списки избирателей на официальном сайте ЦИК без упоминания о месте постоянного либо фактического проживания и годе
рождения избирателя.
Не ясно, как можно будет идентифицировать избирателей, в тех случаях, когда в пределах одной области проживают граждане с полностью совпадающими фамилией, именем и отчеством. В этой связи возникает необходимость предусмотреть дополнительные инструменты, которые могут помочь гражданам разобраться (горячая линия, он-лайн справка и т.п.).
Cт. 15 п. 4 предусматривает процедуру получения избирательного адреса для лиц, проживающих или находящихся за пределами Кыргызской Республики по предъявлению
общегражданского паспорта гражданина Кыргызской Республики. Однако реализация данной нормы представляется затруднительной, так как в общегражданском паспорте гражданина КР (загранпаспорте) нет графы с адресом постоянного проживания (прописки). В силу этого становится невозможным определить адрес прописки гражданина в КР и поставить отметку в списке по месту его прописки, что он намерен голосовать по избирательному адресу.
Согласно абзацу 2 ст. 15 п. 4 территориальная избирательная комиссия обязана включить избирателя в список избирателей избирательного участка по избирательному
адресу и уведомить об этом избирателя не позднее 10 календарных дней до дня голосования. Однако согласно абзацу 1 ст. 15 п. 4 настоящего законопроекта за 10 календарных дней до дня голосования прекращается сбор заявлений на получение избирательного адреса. Реализация нормы об уведомлении избирателей данной в абзаце 2 невозможна для тех, кто подал заявления в последний день. Необходимо разработать дополнительно специальный регламент работы избирательной комиссии по получению избирательного адреса за рубежом и уведомлению граждан о включении в списки избирателей.
Нормы статьи 22 п. 18-19 могут создавать неравные условия при размещении агитационных материалов в государственных и частных СМИ. Необходимо обратить пристальное внимание на то, каким образом возможно обеспечить создание равных условий.
Ст. 31 п. 3 предписывает маркировку специальным составом большого пальца левой руки избирателя. Данное описание процедуры маркировки сужает возможности применения спектра современных средств маркировки и вызывает вопрос, как будет осуществляться маркировка в случае отсутствия большого пальцы левой руки. Необходима отдельная инструкция по маркировке.
Ст. 33 п. 1- 3 предусматривает проведение голосования вне помещения для голосования только за один календарный день до дня голосования и только на основании
письменного заявления или устного обращения избирателя поданного не позднее 3 календарных дней до дня голосования. Процедура голосования вне помещения существует, в том числе, для людей, почувствовавших недомогание в день голосования. По предыдущей норме они могли подать заявление в день голосования, а по предлагаемой норме такие граждане фактически теряют возможность проголосовать, так как они не подали заявление заранее за 3 дня. Необходимо разработать специальную инструкцию по голосованию вне помещения, а также провести информирование членов комиссий и избирателей о новом порядке голосования.
Согласно ст. 64 п. 2 депутатские мандаты получают политические партии, преодолевшие порог в 0,7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по каждой области, городам Бишкек и Ош. Если со временем в Кыргызской Республике будет упразднена такая административно-территориальная единица как область, представляется непонятным, как будут исчисляться пороги в 0.7 процентов голосов избирателей. Нужны пояснения по процедуре исчисления областных порогов.
Закон «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики»/
В ст. 19 п. 9 предлагается норма относительно количества членов УИК, исходя из количества избирателей на соответствующем избирательном участке. Статья указывает на
численность «свыше 1201 избирателей» на участке, но не устанавливает предельного количества избирателей на избирательном участке. В этой связи, необходимо выпустить разъяснение/инструкцию по образованию избирательных участков. С целью снизить конфликтность, обеспечить порядок и снять чрезмерную нагрузку с членов комиссий избирателей и наблюдателей, рекомендуется ограничить и установить предел в 1500 избирателей на одном избирательном участке.
«Открытый Кыргызстан»
25.07.2011