Дорожка — старинный русский способ ужения с лодки. С приходом в рыбацкии язык английских терминов (что стало в настоящее время почему-то признаком мастерства) этот способ ужения стали называть троллингом. Описанный еще Л.П. Сабанеевым способ лова рыбы в наше время приобрел некоторые новые черты, связанные с увеличившимся разнообразием применяемых искусственных приманок и с новыми качествами рыболовных орудий вообще. В частности, и у нас стало возможным составить снасть, не очень уступающую той, которую применяют канадские любители рыбалки.
Старинная снасть включала в себя достаточно прочный шнур длиной 25—30 м и прочный поводок с прикрепленной к нему специальной тяжелой блесной — дорожкой. Применялись для этой цели в основном колеблющиеся блесны с нехарактерным для современных приманок подобного типа оснащением тройником.
Дорожка была оснащена всего лишь одним крючком, припаянным к изогнутой пластинке. При транспортировке ее за лодкой крючок располагался острием вниз. Блесну вели на глубине, редко превышающей 40-70 СМ, что было вполне возможно даже без специальной огрузки. Лодка свободно перемещалась по течению, рыболов лишь слегка помогал ей веслом. Против течения движение, естественно, было еще медленнее. Ведь рыболов греб и одновременно контролировал клев.
Контроль за работой блесны рыболовы часто производили весьма оригинальным способом. Они заправляли шнур за ухо, что позволяло им чутко реагировать на колебания блесны и поклевку рыбы. При этом рыболовы рисковали поранить ухо: хватка матерой щуки грозила нешуточной травмой. Но так тогда было принято ловить, и так ловили.
Сегодняшняя дорожка — это уже не дорожка, а натуральный троллинг, во время которого за лодкой транспортируют блесны и другие искусственные приманки самых разнообразных типов. Лодки, оснащенные бесшумными электрическими моторами, очень удобны для такой рыбалки. Применение лесок с утяжеленными сердечниками, специальных грузил каплеобразной или булавовидной формы позволяет осуществлять проводку на самых разных глубинах и с самыми разными скоростями. Техническое оснащение рыболова позволяет проводить такое облавливание водоема с использованием не только разнообразных блесен, но и других современных приманок. Можно применять для этого, например, воблеры, как плавающие, так и тонущие.
Основные объекты ужения дорожкой — щука, судак, окунь. Бывает, на дорожку берут и некоторые другие крупные хищники, на которых с нею специально не охотятся, например голавль или жерех.
Конструкция
Конструкции современных дорожек, как и многих других видов снастей, очень разнятся в зависимости от условий применения снасти и характера добычи, на которую рассчитывают в данном месте.
Традиционно это удильник, снабженный мотовилом, способным вместить около 100 м лески, которая иногда заменяется шнуром. Поводок ставят стальной, длиной не менее 200 мм. Блесна применяется колеблющаяся, так как для вращения «вертушки» не всегда хватает скорости транспортировки. Применяют «поезда» (компоновки из блесен, джигов, воблеров грузила для дорожки и даже искусственных мушек).
В литературе описан селегерский вид дорожки с дополнительными поводками, снабженными тяжелыми мормышками. Поводки на этой дорожке вяжут выше блесны и снаряжают червем-выползком.
Грузило, применяемое при изготовлении этой снасти, обычно имеет удлиненную, несколько каплеобразную форму.
Поскольку при использовании разного вида приманок возникает необходимость подбора к ним грузил, рыболовами было придумано несколько разборных вариантов грузил, учитывающих эту особенность дорожки. Самое простое решение проблемы их подгонки к весу и характеру приманки — применение оболочки с набором грузил. Ее изготавливают в виде цилиндрической оболочки из ткани или полиэтилена, в которую по мере надобности вкладываются стандартные «оливки» или дробинки.
Изготовление
Вариант 1. Простая дорожка
В качестве лесохранилища вполне подойдет крупная инерционная катушка с диаметром шпули 120-160 мм. Дляудобства работы с нею катушку крепят на коротком мощном удильнике.
Леска должна соответствовать возможному улову. Если в облавливаемом водоеме есть очень круп
ные хищные рыбы, нужно исходить из предположения, что будут пойманы именно они.
Поводок обязателен, если есть вероятность поимки щуки. Вообще же, крепость всей снасти должна полностью учитывать условия ужения дорожкой. При хватке крупной рыбы подсечка получается достаточно сильной, ведь складываются сила инерции массивной лодки и сила рывка рыбы.
Блесна, применяемая на дорожке, должна работать с полуоборота. То есть ее рабочие качества должны соответствовать тому темпу проводки, который возможен на данном судне.
Вариант 2. Современная дорожка
Современная дорожка строится на основе спиннинго- вого удилища. Тест удилища должен быть не менее 36 г, а длина — 160—220 см.
Катушка применяется инерционная или безынерционная, вмещающая не менее 100 м лески диаметром 0,40 мм.
Леска используется композитная или плетеная, сечением 0,30-0,35 мм. При хорошо отрегулированном тормозе катушки возможно применение и более тонких жилок, но в этом нет практической необходимости. Использование для дорожки даже лесок сечением более 0,40 мм не оказывает заметного влияния на частоту поклевок.
Блесны рекомендуются крупные, весом не менее 25 г. Применяют как вращающиеся блесны, так и колеблющиеся. Это зависит от вида используемого транспорта и его скорости передвижения по воде. Стоит сказать, что современные качественные вращающиеся блесны позволяют применять их даже при довольно медленной проводке, осуществляемой с весельной лодки.
С появлением новых комфортных и бесшумных плавсредств дорожка переживает всплеск популярности. За лодками стали транспортировать все, чем обычно удят сегодня рыбу. Это уже не только блесны 3—4 спиннингов, но и системы из «корабликов», классических дорожек и даже нахлыстовые оснастки. Прикрепив 3—4 сухие и 3—4 мокрые мушки, нахлыстовый шнур выбрасывают за борт и катаются на лодке, одновременно «ловя рыбу нахлыстом».